Домой События Экспозиция работ Иоанны Рейтлингер

Экспозиция работ Иоанны Рейтлингер

384
0

Экспозиция работ Иоанны Рейтлингер

Выставка, развернутая в стенах Библиотеки-фонда «Русское Зарубежье», впервые представляет образец монументального творчества сестры Иоанны, в миру Юлии Николаевны Рейтлингер (1898 — 1988). Сейчас она становится все более известной в России как выдающийся мастер иконописи ХХ века, начинавший работать во Франции.

Медонский храм Св. Иоанна Воина был построен в 1929 г., и митрополит Евлогий назначил его настоятелем отца Андрея Сергеенко (1902 — 1973), по словам владыки, священника «незаурядного , склонного к мистической жизни», но и деятельного работника. О.Андрей выбирает для росписи храма художницу Ю.Н.Рейтлингер, неизменную участницу выставок Общества «Икона», основанного в 1927 г.

Медонские росписи пережили войну, юрисдикционные распри, пожары, подтопления. В 1960 — 1980 гг. церковь оставалась без присмотра, став прибежищем бомжей, спаливших ценнейший иконостас. Перед окончательным разрушением храма в начале 1990-х Никита Алексеевич Струве с помощником спасли роспись, отодрав ее от стен, и перевезли на хранение в монжеронский замок. В 1996 г. с участием «Центра помощи русским беженцам во Франции» удалось частично отреставрировать и закрепить росписи на щитах. Но на полную реставрацию денег не хватило.

Как только появилась возможность, в 2003 г., Н.А.Струве перевез фрески в Россию, разместив их в БФРЗ, в надежде, что отыщутся средства для сохранения этого уникального ансамбля.

Владыка Евлогий сказал о «фресках» Ю.Н.Рейтлингер, что она расписала церковь, «немного стилизованно разработав темы Апокалипсиса, но, в общем, удачно справившись с работой». Фресках в кавычках, потому что вся роспись сделана не по влажной извести (штукатурке) стен, а на загрунтованной известью фанере. Слово «стилизованно» мало что объясняет в манере Юлии Николаевны. Историк искусства В.В.Вейдле (1895 — 1979) в первой публикации о только что законченной росписи церкви в Медоне осмыслил работу Юлии Николаевны так: «Глядя на эти большие плоскости, смело обобщенные линии, дневные непритушенные краски, вспоминаешь Матисса (или все, что во французском искусстве прямо или косвенно исходит от него), но одновременно чувствуешь и глубокую, отнюдь не насильственную, а вполне органическую связь с духом и стилем древней нашей иконописи; связь, ничего не имеющую общего с мертвенным внешним подражанием; связь, объясняемую не натурой стилизатора, а родством вдохновения, дара и молитвенного чувства». («Числа, № 7-8, 1933 г. – С. 257)

Росписи с. Иоанны поражают, глубиной проникновения в духовную сущность изображаемого, олицетворенной правдой диалога с Богом. Они заставляют думать о путях развития храмового искусства, о каноне и новаторстве, о языке красок в ХХ веке, о степени проявления индивидуальности художника в религиозном творчестве, о сопряжении живописных и богословских идей. Несомненно, что работа Ю.Н.Рейтлингер очень значительна и после полной реставрации станет подлинным событием в мире искусства.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь