Екатерина Крымская, генеральный директор Svet Expert
Профессионально составленный световой мастер-план позволяет с наступлением темноты не скрыть, а подчеркнуть архитектурные достоинства, рассчитав затраты электроэнергии. Это создает комфортную среду для жителей и привлекательную – для туристов, максимально избегая при этом светового загрязнения. Ведь уже не стоит вопрос, как ярко должно быть ночью, но – как безопасно и с точки зрения физиологии человека, и экологии в целом.
О том, как изобилие неоновой, например, рекламы сбивает суточный цикл горожан и как яркость уже условно ночного неба мегаполисов нарушает биологические ритмы птиц, дезориентируя их в пространстве, говорится предостаточно. И большие европейские города давно занимаются этой проблемой. А в России вслед за Москвой ее уже решают в регионах. Единого стандарта, надо признать, ни там, ни тут до сих пор не существует. Очевидно одно: сегодня мало того, чтобы освещение перестало быть ослепляющим и хаотичным – важно, чтобы при этом соблюдался баланс между необходимым и достаточным, энергосбережением и эстетикой. Для светодизайнеров здесь масса работы. И хорошо, когда нас привлекают в начале реализации архитектурного замысла. Сложнее, если приходится обновлять и усовершенствовать давно действующие объекты. Так, в столице нам приходилось приспосабливать освещение исторических павильонов к вечернему виду всего ансамбля ВДНХ, а современные жилые кварталы – к историческому центру города. Мы также разрабатывали световые мастер-планы для Нижнего Новгорода и Рыбинска, Иркутска и Мурманска, Переславля-Залесского, Ярославля…
В каждом из случаев стояла задача разработать световой мастер-план с учетом нюансов и всего города, и отдельных его объектов. Опишем ряд решений, как в любом нетиповом случае добиться единого, в общем-то, результата – гармоничного освещения, отвечающего запросам как эстетического, так и экологического планов. Итак, как…
…автоматизировать работу по-умному
«Умные» технологии сегодня определяют все. В том числе и на улицах города. Они позволяют автоматизировать работу систем освещения, дистанционно управлять ими и контролировать их состояние. За счет этого можно реализовывать различные сценарии с использованием декоративного, акцентного, функционального или фонового света, а также чередуя и комбинируя их. Существенные плюсы – это энергоэффективное использование приборов и возможность создания оригинальных концепций интерьерного, архитектурного и ландшафтного света. Частные, но уже распространенные случаи применения «умного» освещения – это парковки для автомобилей и электросамокатов. Нам доводилось применять эти технологии для динамичной подсветки гостиницы в Омске и 21-этажного монолита в Хорошево-Мневниках.
…«светить всегда, светить везде»
Географическое положение и климатические особенности местности вносят свои поправки в работу осветительного оборудования. Например, для светового мастер-плана Мурманска наша команда использовала специализированные отечественные приборы – они прекрасно показали себя в сильные морозы, при перепадах давления и в любую непогоду. Для мостов в Череповце и Муроме мы выбирали светильники, которые к тому же выдерживают и постоянную вибрацию.
…заставить здание «дышать»
ТРЦ «Планета» в Перми – крупнейший в крае. Это здание с нетиповой геометрией фасадов и оригинальным дизайн-концептом. Его торцы обрамлены объемными композитными элементами, имитирующими ветви развесистых деревьев. Входные группы напоминают крыло летящей птицы, а металлические перфорированные детали фасада огненной лавой окантовывают здание по всему периметру. Для него нам удалось создать эффект «живого» фасада – приборы так освещают «Планету», что можно наблюдать покачивание композитных деревьев, полет перфорированных птиц. А игра теней и ярких красок на центральной части комплекса создает иллюзию того, что здание «дышит».
…увидеть Кремль при ночной прогулке
Обозначить общий архитектурный ритм как всего города, так и отдельного комплекса, его структурность позволяет верно выбранный тип архитектурной подсветки. Например, нам удалось так подсветить Нижегородский Кремль, что и ночью он выглядит, как днем. Для этого мы закрепили источники света не на фасадах зданий, что особенно актуально для исторического памятника, а поставили их на прилегающих территории и уличных опорах.
Подобное решение применялось и в световом мастер-плане Торопца – древнем тверском городе, известном своим самобытным архитектурным стилем под названием «торопецкое барокко». Здесь разместили на опорах более 100 приборов, подсветив так церкви и соборовые комплексы – хрупкие объекты культурного наследия.
…выйти из тени «Космоса»
Встроить свежеотреставрированные павильоны в общий архитектурно-парковый ансамбль ВДНХ – интересная задача. Так, нам предстояло осветить на территории Выставки небольшой, выстроенный в стиле конструктивизма павильон №33 – он расположен рядом с грандиозным «Космосом», переманивающим на себя сразу все внимание. Для того чтобы не потеряться в свете этого гиганта, 33-й павильон мы оснастили заливающим источником линейного исполнения, а яркость освещаемой плоскости фасада отрегулировали за счет юстировки оборудования.
Не менее сложным оказалось освещение павильона № 47. Некогда он был отдан под «Свиноводство», а ныне называется «Дом ремесел». Его неровный орнамент и в целом архитектурные особенности здания не позволяли закрепить светильники на одной линии, и поэтому мы решили использовать телескопические кронштейны. С их помощью удалось избежать ненужных засветов и «ожогов» на фасаде объекта, и добиться ровного светового потока.
…объединить историю и мистику
Самобытный Переславль-Залесский, где на Плещеевом озере строилась потешная флотилия Петра I и до сих пор ходят легенды о целебном Синь-камне, требовал должной подсветки туристического центра – это восемь административных и муниципальных зданий, многие из которых имеют статус объектов культурного наследия. Причем часть этих строений с деревянной облицовкой, что требовало проведение работ только с помощью специализированной техники и использование светотехнических приборов особой оптики. Всего для реализации светового мастер-плана города использовалось 700 таких приборов – они позволили показать в выгодном свете, например, знаковые строения, среди которых Церковь Сретения Господня и Симеоновская церковь.
…гармонично увязать несвязываемое
На набережной Нижнего Новгорода предстояло увязать единой световой концепцией совершенно рассогласованные и несвязанные объекты: старинные усадьбы, украшенные лепниной в стиле ампир, и средневековые замки с каменными башнями, классические постройки архитектуры доходных домов и ансамбли готических зданий прошлого века. Здесь мы решили акцентировать внимание именно на разрозненности этих объектов, выделив их отличительные элементы каждого стиля и каждой эпохи. Для этого потребовалось несколько тысяч светильников, нацеленных на карнизы, балюстрады, колонны и консоли зданий. Они выделили особенности каждого фасада, но единая цветовая температура белого свечения синхронизировала все здания в однородное и гармоничное световое полотно.
В каждом из описываемых случаев световое решение создало комфортную городскую среду, которая никого не слепит, не раздражает, а напротив, помогает и даже развлекает. Как раз все то, что и повышает качество жизни всех обитателей мегаполиса.