ХХ век стал временем прогресса и революций, фундаментальных изменений в жизни и сознании общества. Танцы, как и любой другой вид искусства, попали под влияние актуальных тенденций и обогатились новыми хореографическими стилями и направлениями.
Большой интерес в обществе начала вызывать культура народов Африки, Азии и Латинской Америки. Современные танцы стали отражением динамично меняющегося мира, под влиянием которого трансформации подверглось классическое искусство балета, а из улиц африканских гетто на сцену пришли хип-хоп и джаз-фанк.
Хореография ХХ века: на стыке традиций и авангарда
Одним из основоположников «свободного танца» стала американская артистка Айседора Дункан. Новаторство ее методов заключалось в отказе от стереотипов и требований классической танцевальной культуры.
Хореография становится естественным продолжением человеческого движения, а поведение танцовщика на сцене подчиняется прежде всего не традиционным канонам, а эмоциям и импульсам исполнителя. Вслед за Айседорой Дункан на развитие балета Европы и США влияет Джордж Баланчин, который в своих постановках отказывается от фабулы, декораций и оригинальных костюмов исполнителей.
В результате подобных веяний в искусстве появляется новое направление — современные танцы, представляющие собой уникальный синтез актуальной музыки, стиля модерн и классических движений, характерных для традиционного балета.
Особенно активно это танцевальное направление стало развиваться в США в 20-30-х годах. В это время закладываются основы современного американского балета, в котором первенство отдается не хореографической технике, а идеям постановщиков и исполнителей.
Сегодня преподаватели используют наработки американских знаменитостей, авторов уникальных стилей — хореографов Хосе Лимона, Марты Грэм, Мерса Каннингема и Лестера Хортона. Каждый из этих исполнителей разработал собственную технику, вобравшую в себя все лучшее из существующих хореографических направлений:
- позиции рук и ног классического балета — арабеска, тандю и др.;
- элементы пантомимы;
- полицентрию и полиритмию джазового танца;
- балетные движения с традиционным обозначением на французском.
Для занятий современным американским балетом танцовщикам не нужна многолетняя подготовка и физическая форма, которая приобретается в ходе учебы в хореографическом училище. Часть движений классического танца смягчены и упрощены, что не требует со стороны исполнителя приложения чрезмерных усилий. Репетиции и показ поставленных номеров сопровождаются современными музыкальными композициями.
Клубные танцы
Интересом европейцев к культуре и музыке африканских и латиноамериканских народов объясняется развитие таких направлений, как хип-хоп, джаз-фанк, хаус и сontemporary dace. В Москве освоить эти популярные стили помогают приглашенные из Лондона хореографы, проводящие обучение современным танцам в школе ДрайвДенс.
Невзирая на принципиальное отличие хауса или хип-хопа от балета, занятия всеми видами требуют от исполнителей наличия хорошей физической формы. Уроки проходят в залах в окружении зеркал и обязательно предваряются разминкой, состоящей из комплекса силовых упражнений, растяжкой основных групп мышц.
Во время учебы педагоги из Великобритании не просто демонстрируют актуальные движения клубных танцев. Они развивают у учеников чувство ритма и стиля, хореографическую интуицию, которая помогает им самостоятельно выбирать движения, соответствующие конкретному музыкальному направлению.
Свобода выбора стиля и музыки, опытные наставники и желание научиться красиво двигаться — залог успеха каждого, кто решил научиться танцевать.