В фонде графики наиболее крупные коллекции связаны с именем Николая Островского. В 40-е годы прошлого столетия по заказу музея, возглавляемому тогда вдовой писателя Раисой Порфирьевной Островской, лучшими советскими графиками того времени – Л.Эппле, А.Резниченко, Н.Чурабо, М.Маризе, О.Авсияном, В.Ладягиным и др. – писались иллюстрации к произведениям Николая Островского. Большая коллекция рисунков этих художников хранится в музее.
Роман «Как закалялась сталь» неоднократно переиздавался, и коллекция графики музея пополнялась новыми иллюстрациями разных художников. В разные годы в музей поступили рисунки Б.Лебедева, В.Келлермана, Е.Н.Ракинта, П.Соколова-Скали, Ю.Цыганова. Н.Витинга, К.Г.Кащеева, В.Лыкова. Ныне среди работ – рисунки художников, лауреатов Государственных премий СССР и премии РСФСР им. И. Репина братьев Ткачевых, болгарского художника Христо Нейкова, лауреата Госпремии Н. Усачева, С.Адамовича, В.Шпака, Я.Маматкулова, К.Циммермана.
Два графических портрета писателя написаны с натуры. Один из них сделан в 1932 году добровольным секретарем Н. Островского Михаилом Черемных, а второй – женой драматурга М.Заца – художницей В.Чернецкой-Барановой во время работы ее мужа и Николая Алексеевича над киносценарием по роману «Как закалялась сталь».
Особенно ценна литогравюра А. Яр-Кравченко, любимая Н.Островским и висевшая на стене его московской квартиры в доме, где ныне находится музей.
Музей по праву гордится коллекцией эскизов знаменитого художника В.Стенберга к предполагаемой постановке В. Мейерхольдом «Одна жизнь» по роману «Как закалялась сталь».
В фондах музея хранится картина Б.А. Старчикова «Трапезная Святогорского монастыря». Прошедший всю войну художник был репрессирован, провел долгие годы в заключении, потом на поселении. После освобождения жил в Казани, был главным художником журнала «Чаян». Вернувшись в Москву, занялся графикой и карикатурой. Его творчество получило признание не только в России, но и за рубежом.
Пока еще скромна по объему коллекция графики, связанная с историей дома, в котором находится музей. Эта тема экспозиции появилась в музее в начале 1990-х годов, и с этого времени началось активное комплектование. Графика этой тематики представлена портретами бывшей хозяйки дома Зинаиды Волконской и представителей культурной элиты начала XIX века, которые бывали в ее салоне, в том числе А.Пушкина, гравюры А.Калиты, А.Зыкова, рисунки Б.Старчикова и др. Сюда же можно отнести другие работы «пушкинианы» — изображения мест, связанных с жизнью великого поэта, — работы И. Кочетова, Е. Устинова, Б. Старчикова.