Предстоящие три года (с 2018 по 2020 гг.) объявлены в Европе Годами Фламандских мастеров — Питера Пауля Рубенса, Питера Брейгеля Старшего и Яна Ван Эйка. В это время на родине художников в Бельгии ожидаются выставки оригиналов их работ, фестивали современного искусства, а также другие мероприятия, посвященные юбилеям мастеров.
Выставка «Брейгель. Перевернутый мир» предваряет старт программы Flemish Masters и станет главным событием этой общеевропейской кампании в России. Увидеть полотна Брейгеля Старшего в нашей стране пока можно только в мультимедийном формате. Ни одного оригинала художника в отечественных музеях нет.
Принято считать, что Питер появился на свет между 1525 и 1530 годами, путь художника начал в качестве подмастерья у живописца Питера Кука ван Альста. Полагают, что он лишь иногда изображал себя среди своих персонажей, однако подтверждений этому нет. Его портреты, выгравированные друзьями-художниками, не имеют сходства между собой. Последние годы жизни художника совпали с величайшими потрясениями в жизни Нидерландов — испанским правлением и зверствами герцога Альбы. Его картины отразили все, что происходило в окружающей его действительности. Источник — , лучшие события Москвы.
Картины Иеронима Босха произвели на Брейгеля глубочайшее впечатление. Брейгель заимствует у Босха инфернальную манеру изображения реальности и населяет свои полотна монстрами и химерами. Некоторые работы Брейгель даже подписывал Босхом. Однако позднее искусствоведы объясняли это чисто маркетинговыми целями — Босх на тот момент был уже очень популярен и так было проще продать картины.
В живописи Брейгеля четко прослеживается присущая его времени карнавальная эстетика — художник изображает искаженный, ненормальный мир, мир «наизнанку» — мир глупости. Глупостью в перевернутом мире средневекового народного праздника оказывалось любое отклонение от нормы: пьянство, обжорство, нищета, уродство, порочность, безликость, неблагочестие и т. д. Однако средневековый человек никогда не считал глупцом никого, кроме самого себя. И смеялся он всегда только над собой. Культура европейского карнавала всецело основана на самопародии. Яркими примерами карнавального творчества у Брейгеля можно назвать картины «Фламандские пословицы», «Битва Поста и Масленицы», «Слепые», «Страна лентяев», гравюры «Пиршество толстых» и «Пиршество тощих».