Созданная в технике нерикоми керамика отличается от любой другой — изделия похожи на сделанные из мрамора или агата и имеют такой же эксклюзивный рисунок. Как правило, форма этих предметов проста, декорирование минимально — ни разноцветной глазури, ни сложной росписи, ни вычурных декоративных элементов, ведь все это мешает воспринимать красоту самой глины. Произведения и без излишеств выглядят завораживающе. Как достигается этот удивительный эффект?
Что означает название
Оно говорящее и состоит из двух японских слов. «Нери» переводится как «смешивать», а «коми» — мять. Второе название техники, прижившееся в русском языке, скорее говорит о результате, у нас ее называют «агатовой керамикой». Но что и с чем смешивается?
Как делается такая керамика
Нерикоми — японская техника, основанная на смешивании нескольких (двух или более) глин. Эти керамические массы должны быть разного цвета. Изначально мастера, создавшие эту технику, использовали исключительно натуральные цвета — искусство это чрезвычайно древнее. Сегодня, благодаря усовершенствованию производства материалов для занятий керамикой, мы имеем возможность окрасить материал оксидами металла или порошковыми пигментами в абсолютно любые желаемые оттенки.
Но при обучении рекомендуется начинать с простого: смешивать две контрастные глины. После приобретения определенных навыков можно соединять уже 3-4 цвета. Работа с цветными глинами возможна как вручную, так и на гончарном круге (в этом случае техника имеет чуть иное название — нерияге, от «яге» — «вытягивать»). Настоящие мастера умеют получать не случайный, хаотичный, а четко продуманный до последней линии и оттенка рисунок.
Техника нерикоми: мастер-класс
Предварительно потребуется определенная подготовка материала:
- Для эффективной работы с окрашенной керамической массой слои должны быть по-настоящему влажными, чтобы их соединение происходило легко, без образования швов и растрескивания. Чтобы правильно подготовить материал, в керамическую массу, не вынимая ее из упаковки, требуется добавить воды. Пусть влага как следует впитывается — достаточно недели. Далее вашу еще неокрашенную массу перебейте вручную.
- Сколько добавить красителя? Любая беложгущаяся масса подойдет для добавления в нее красящих веществ. Поищите глину, нравящуюся вам, и решите, какие цвета хотите получить в готовом изделии. Возможно применение как порошковых пигментов, так и оксидов металлов. Чем больше вводится краски — тем выше интенсивность окрашивания. Иногда полезно смешать два цвета — результаты получаются интересными. Чтобы точно знать соотношение материала и красителя, перед смешиванием взвесьте и то, и другое. Например, если вы смешиваете 2 кг 500 г влажной глины с 250 г сухого порошкового пигмента, процент красящего вещества составит 25%. Учитывайте, что в пигментах невысокое содержание оксидов, и если процент пигмента незначителен, он придаст предмету оттенок, практически не заметный после процесса обжига.
- Как провести окрашивание? Взвесьте нужный пласт (обязательно влажный, это чрезвычайно важно!). Проделайте в нем углубление и насыпьте в него сухого красителя (тоже заранее взвешенного). Как следует разбавьте его достаточным количеством воды, чтобы пигмент тоже увлажнился. Затем начинайте медленно все перемешивать, добиваясь равномерного прокрашивания всего материала. При работе с порошковыми красителями нужно соблюдать меры по технике безопасности. Защитите органы дыхания посредством респиратора, наденьте перчатки из латекса или резины. Также используйте крем для защиты кожного покрова на руках.
Возможно ли смешивание двух керамических масс различных цветов — например, белой с красной? Да, но необходимо учитывать коэффициент усадки — он должен быть один и тот же у обеих масс, иначе в процессе сушки изделие может покрыться трещинами.
Сегодня выбор керамических материалов и красителей разных колеров и оттенков чрезвычайно разнообразен. Когда техника будет освоена вами на достойном уровне, вы можете поэкспериментировать, занявшись созданием собственных цветов.
Пошаговый алгоритм
Техника нерикоми требует терпения и тщательности. Попробуйте сделать квадратную тарелку с узором из спиралей и полосок. Приступайте к работе сосредоточенно. Действуйте так:
- Нарежьте, воспользовавшись рыболовной леской, тонкие пласты двух разных глин — отлично подойдут неокрашенная белая и черная. С двух краев скрутите их вместе, чтоб получить форму двойной спирали. Чтобы масса не высыхала в процессе, занимайтесь ей на поверхности из пластика (можно использовать влажную ткань). Чтобы создать центральную часть, слепите две спиральки завитками наружу.
- Теперь нужно создать полоски. Складывайте максимально тоненькие пласты друг с другом с чередованием белого-черного. С помощью лески порежьте их на две равные части. Затем еще раз надвое. У вас получилось четыре части, правильно? Кстати, чтоб леска не «убежала» со стола (ее трудно увидеть), заранее привяжите к ее кончику крупную яркую пуговицу — так вы найдете ее в любой момент.
- Возьмите квадратик со спиральным узором и легонько постукивайте им по столу, чтобы он стал плоским с каждой стороны. Присоедините к нему квадратики с полосками. Теперь необходимо сплющить все вместе в единый квадрат. Для соединения углов сжимайте заготовку с боков. Постукиванием придайте нужную кубическую форму.
- Далее вам понадобится тоненький пласт глины, окрашенной зеленым красителем — для создания границы. Оберните ваш кубик этим кусочком с четырех сторон. Несильно постучите, чтоб заготовка и он соединились, «слиплись». Заранее приготовьте чистую влажную материю, чтобы положить на нее заготовку, и ровные картонные полоски. Используя их для отмеривания, нарежьте заготовку леской.
- Нарезанные полосы отделяйте от целого с максимальной осторожностью. Если хотите поработать с ними позже, сохранить их в рабочем состоянии хоть до завтрашнего дня несложно: уложите их между влажными слоями материи или парой увлажненных салфеток, накрыв пластиковым листом. Полосы должны быть отлично увлажненными, чтобы не возникло сложностей с их гладким и равномерным раскатыванием на глиняной плоскости.
- Положите пласт белой глины на пластиковую поверхность и раскатайте.
- Аккуратно разложите на нем нарезанные кусочки в желаемом порядке. Чтобы масса не липла на скалку, накройте его тканью. Для равномерного раскатывания воспользуйтесь планками. Когда вы уберете материю, обнаружите на пласте отпечаток вашего рисунка.
- Пусть поверхность подсохнет до состояния, когда скалкой будет уже невозможно размазать цвета.
- Раскатывайте пласт повторно, но сейчас не применяя для раскатывания материю. Скалка нуждается в вытирании после каждого раза, иначе рисунок на утильном изделии будет нуждаться в очистке — потребуется шкурить.
- Для вырезания окончательной формы тарелочки подготовьте картонный шаблон нужной конфигурации. Края ее приподнимите, чтобы изделие получилось в форме именно тарелки. Затем нужно накрыть ее, ей следует просохнуть на подставке, и пусть высыхает медленно. Преимущества медленной сушки очевидны — она допускает равномерное распределение влаги и одинаковое просыхание каждого участка, это снизит риск его деформации.
Теперь вещь готова к обжигу и покрытию прозрачной глазурью.
Помните, что нерикоми практически не нуждается в декорировании. Мастера допускают украшение изделий сквозными прорезями (но на тарелках это явно излишне!) или создают прорези, чтоб показать контрастно окрашенный слой. Но главное и фактически единственное «украшение» такой керамики — прозрачная глазурь, позволяющая сохранить уникальные цветовые переливы. Если не уверены, что сможете самостоятельно выполнить технику предлагаем посетить гончарную школу.