Важная часть культурного наследия страны, традиционная китайская живопись отличается от западного искусства тем, что она выполнена на бумаге сюань (или шёлке) китайской кистью, чернилами и минеральными и растительными пигментами.
Чтобы достичь мастерства в этой области искусства требуются усердные тренировки, хороший контроль кисти, ощущение и знание качества бумаги сюань и китайских чернил.
Прежде чем прикоснутся кистью к бумаге, художник должен придумать эскиз, опираясь на своё воображение и накопленный опыт. Обычно, как только он начинает рисовать, ему приходится заканчивать работу за один раз, и он лишён возможности любого изменения неправильных штрихов.
Сюаньская бумага наиболее подходит для китайской живописи. Она имеет правильную текстуру, позволяющую обмакивать кисть в китайские чернила и удерживая в натренированной руке, свободно перемещаться по ней, делая штрихи варьирующиеся от тёмного к светлому, от цельного к полому. Вскоре они становятся человеческими фигурами, растениями и цветами, птицами, рыбой и насекомыми, полными интереса и жизни.
Многие китайские художники одновременно являются поэтами и каллиграфами. Они часто добавляют на картину собственноручно написанные стихотворения, которые неизменно наносится на оттиск печати. В результате произведение обычно представляет собой единое целое, состоящее из четырёх видов китайского искусства: поэзии, каллиграфии, живописи и печати.
Китайские картины разделены на две главных категории: свободная живопись от руки (сеи) и детализированная живопись (гунби). Первая характеризовалась лёгкими и широкими мазками, направленными на изображение преувеличенного сходства объектов, при этом вторая — тонкой живописной манерой и пристальным вниманием к деталям. Используя различные техники, эти две школы пытались достигнуть одного и того же результата — создания красоты.
Трудно сказать, как долго в Китае существовало искусство живописи. Горшки 5000-6000 лет назад расписывались различными цветами с узорами растений, текстур, и животных, отражая различные аспекты жизни примитивных клановых сообществ. Их можно считать началом китайской живописи.
Китай вошел в рабовладельческое общество приблизительно в 2000 году до н.э. Несмотря на то, что не одна картина этого периода никогда не была обнаружена, это общество стало свидетелем появления великолепной бронзовой культуры, а бронзу можно рассматривать только как композиционное искусство живописи и скульптуры.
В 1949 году из гробницы периода Воюющих царств (475-221 г. до н.э.) была обнаружена картина на шелке с человеческими фигурами, драконами и фениксами. Самая ранняя работа на шёлке, когда-либо обнаруженная в Китае, составляет около 30 см в длину и 20 см в ширину.
По этой и других ранних картин на шёлке можно легко увидеть, что древние уже были знакомы с искусством кисти для письма или рисования, поскольку мазки показывают живость или изящество в зависимости от того, что было желательным. Тематика картин этого периода сильно религиозна или мифологична.
Картины на бумаге появились гораздо позже, чем на шёлке по той простой причине, что изобретение шёлка предшествовало изобретению бумаги в течение длительного исторического периода.
В 1964 году, когда в Астане в городе Турпан, в Синьцзяне, была раскопана могила, датируемая династией Цзинь (265-420 гг. н.э.), в ней обнаружили цветную картину на бумаге. В верхней части изображено солнце, луна и Большая Медведица, а в нижней — владелец с веером в руке. Изображение с яркими чертами жизни феодального землевладельца, размером 47,5 см в длину и 47 см в высоту, было единственной настолько старинной известной картиной на бумаге в Китае.
фото с сайта www.wm-painting.ru/pictures/p17_sectionid/6, там же ещё десятки образцов современного китайского гохуа от современных художников.