Домой Новости Интервью главного врача Морозовской больницы Елены Петряйкиной о развитии клиники

Интервью главного врача Морозовской больницы Елены Петряйкиной о развитии клиники

512
0

В Морозовской детской городской клинической больнице планируют проводить трансплантацию легких. Об этом, а также о создании генетической лаборатории, медицинского паспорта пациента и развитии телемедицинских консультаций в интервью корреспонденту Агентства городских новостей «Москва» Екатерине Миннугарайевой сообщила главный врач больницы, главный внештатный специалист детский эндокринолог столичного департамента здравоохранения Елена Петряйкина.

Екатерина Миннугарайева (Е.М.): Елена Ефимовна, вы не так давно возглавили Морозовскую больницу, удалось уже освоиться в новой должности?

Елена Петряйкина (Е.П.): Я, конечно, возглавила ее совершенно недавно, но перед этим прошла путь от врача Морозовской больницы до заведующего отделением эндокринологии, с 2011 г. работала заместителем главного врача по медицинской части. В общей сложности проработала здесь 28 лет, так что для больницы я человек не новый. Больница мне совершенно не чужая. Можно сказать, я вернулась домой, и думаю, что мне это помогает.

Е.М.: После вступления в должность успели ли вы оценить возможности обновленного корпуса больницы? Каких достижений удалось достичь благодаря новому оборудованию, улучшенной маршрутизации пациентов?

Е.П.: Новый корпус открылся в октябре 2017 г. и, конечно, это совершенно новая больница. Это — новая Морозовская больница, начиная с того, что никогда не было таких комфортных условий оказания медицинской помощи, новейших операционных, такого высокотехнологичного оборудования, такой удобной логистики. Сегодня в больнице 1 тыс. 205 коек, имеются практически все профили оказания медицинской помощи — нигде в России нет больницы, где работает в круглосуточном режиме такая междисциплинарная бригада врачей, одновременно 15 специалистов. Нет профиля медицинской помощи, по которому сегодня Морозовская больница не могла бы помочь в круглосуточном режиме. За девять месяцев с начала года уже пролечены порядка 100 тыс. пациентов. Для сравнения, где-то 80 тыс. было за девять месяцев 2017 г. В новом корпусе ежедневно делается порядка 100 операций. Порядка 10-15 тыс. за это время детей из регионов у нас получили помощь. Город впервые обрел возможности и профили, которые раньше были только в федеральных учреждениях. Например, трансплантация органов и тканей, отделение сердечно-сосудистой хирургии и интервенционной кардиологии позволило впервые в городском здравоохранении лечить детей с нарушением ритма сердца. Впервые в Москве было открыто отделение наследственных нарушений обмена веществ.

Е.М.: Насколько удалось сократить время постановки диагноза у маленьких пациентов?

Е.П.: Мы занимаемся, прежде всего, пациентами с трудным диагнозом, с трудной патологией. Раньше диагностический поиск в таких сложных случаях мог затянуться на неделю. Сегодня ускорить этот процесс нам помогает трехтесловый магнитно-резонансный томограф, нейровизуализация во время операции. Это совершенно фантастическая вещь: когда оперируют эпилептический очаг, пациента пробуждают прямо во время операции, чтобы посмотреть и записать его импульсы, потенциалы головного мозга. Как правило, диагноз ставится в первые сутки, но если случай сложный, и настоящая болезнь скрывается под маской других заболеваний, тогда постановка диагноза может занять до трех суток.

Е.М.: Елена Ефимовна, ваша профессиональная специализация — детская эндокринология. Какова сегодня ситуация с эндокринологическими заболеваниями у детей в Москве и как таким пациентам помогают в Морозовской больнице?

Е.П.: Эндокринологические заболевания у детей в Москве уже много лет на четвертом месте по частоте, порядка 17 тыс. страдают эндокринными заболеваниями. Самым частым среди них является сахарный диабет. В Москве сейчас в регистре 3,5 тыс. детей с сахарным диабетом, и около 1 тыс. детей у нас на помповой инсулиновой терапии, что является совершенно европейским показателем. Ежегодно только в Морозовской больнице мы устанавливаем порядка 200 инсулиновых помп. На сегодняшний день это наиболее инновационное лечение диабета, и его мы в Морозовской больнице начали проводить первыми среди городских медучреждений.

Е.М.: Расскажите о планах по созданию генетической лаборатории на базе больницы. Смогут ли москвичи получать здесь помощь в рамках ОМС?

Е.П. Мы с вами живем в эпоху создания генноспецифических препаратов, влияющих на конкретные гены, поэтому молекулярная верификация даже очевидного диагноза, генетическое подтверждение этого очень важно. Потому что все больше появляется препаратов, направленных на лечение патологий определенного гена. Мы очень надеемся, что после создания генетической лаборатории на базе больницы, которое рассчитано на 2019 г., мы впервые в России получим возможность для детей бесплатного генотипирования. То есть родители будут знать, поломка какого гена произошла, а врачам это поможет назначать лечение. Мы сможем генотипировать детей любого возраста, от первых лет жизни до старшего — наши гены не меняются. Причем, поскольку медицинская генетика не имеет детской и взрослой специальности, и взрослые и дети смогут консультироваться у наших генетиков. Соответственно, когда генетическая лаборатория заработает, то жители Москвы после консультации врача-генетика смогут бесплатно получать молекулярно-генетические исследования.

Е.М.: Еще один проект, который был анонсирован ранее — создание медицинского паспорта пациентов с хроническими заболеваниями. Есть уже понимание, как будет работать эта система?

Е.П.: Медицинские паспорта у нас уже есть у пациентов, страдающих гемофилией, диабетом. Среди детей с гемофилией порядка 300 паспортов уже заведено, у детей с диабетом — порядка 200. Я думаю, что на завершение этой работы, то есть, чтобы у каждого пациента, страдающего хроническим заболеванием, был свой паспорт, потребуется еще два-три года. Дело в том, что возникают юридические вопросы — где будет храниться паспорт, надо ли будет выдавать его в бумажном варианте пациенту, как это будет выглядеть. В этом отношении мы очень надеемся сейчас на систему ЕМИАС. То есть каждый доктор в поликлинике или стационаре Москвы сможет увидеть всю историю болезни пациента и его амбулаторного ведения: когда пациент заболел, чем лечится, какие дозы, вопросы обеспечения медикаментами — мы можем посмотреть в этом паспорте в том числе, сколько надо закупить городу лекарств для обеспечения ребенка.

Е.М.: При Морозовской больнице существует в том числе и уникальный Центр детского инсульта. Как строится его работа, сколько времени проходит от госпитализации пациента до постановки диагноза?

Е.П.: Инсульты у детей имеют иные причины, нежели у взрослых. Чаще это наследственные обменные заболевания, опухоли, врожденные болезни системы крови. В Москве приблизительно 500 детских инсультов происходит в год, но речь здесь не о росте случаев, а об улучшившихся методах диагностики. Благодаря этому удается избежать инвалидизации детей. Мы — единственный детский центр, который вошел в маршрутизацию «скорой помощи» как детская часть инсультной сети Москвы. Раньше проходило больше трех суток между госпитализацией и постановкой диагноза инсульта. Сейчас нам удается у 50% поступающих детей с подозрением на инсульт сократить время от госпитализации до постановки диагноза и начала лечения до трех часов, а это мировая практика. За 2017 г. по «скорой» к нам было доставлено 356 пациентов, не считая обращения самотеком и не считая переводов из других стационаров. Нейрореанимация, круглосуточное КТ, МРТ, гематологические исследования, впервые в городском детском стационаре проведение тромболизиса — это все наша реальность.

Е.М.: В 2018 г. в больнице начали проводить трансплантации костного мозга, какие планы по развитию в этом направлении?

Е.П.: Такие операции производятся по квотам. В этом году — 16 трансплантаций. В следующем — планируем проведение 80 трансплантаций костного мозга детям. Была в этом году также осуществлена трансплантация почек, мы планируем в дальнейшем развивать трансплантацию органов и тканей. Будет продолжена трансплантация почки, планируем трансплантацию печени. И, учитывая что здесь расположен центр респираторной медицины, мы планируем начать трансплантацию легких. Два специалиста для этого уже прошли обучение за границей, теперь продолжат его в Санкт-Петербурге в соответствующем центре. Это очень сложная операция, но я думаю, что в конце 2019 г. мы сможем это осуществить. На данный момент ожидаемо, что трансплантация легких может понадобиться 10 детям.

Е.М.: А как развивается направление телемедицинских консультаций?

Е.П.: К нам обращаются все регионы, за прошлый год проведено 50 телемедицинских консультаций. В этом году их уже проведено на данный момент порядка 70 и мы рассчитываем на дальнейшее увеличение до 150. Работаем по запросам, не отказываем ни одному региону. Пока это в рамках системы «врач-врач», но мы планируем развивать и систему «врач-пациент».

Материал ИА Москва

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь