Большой театр традиционно завершает сезон в последние дни июля. Но целых два летних месяца поклонники высокого искусства могут наслаждаться восхитительными постановками в главном театре страны. Вы еще успеете купить билеты в Большой театр!
Артисты Большого не дают себе послабления – репертуар июня и июля также богат оперными и балетными спектаклями, концертами и музыкальными вечерами, как и в течение всего года. Причем, в отличие от многих других театров, приберегающих «новинки» на начало сезона, в Большом на летние месяцы запланированы премьеры.
Репертуар июня
А «открывает» лето грандиозный гала-концерт «Посвящение Петипа». Звезды мирового балета в память о выдающемся хореографе Мариусе Петипа, поставившем множество великолепных хореографических спектаклей, выйдут на сцену Большого театра. Спустя несколько дней – выступления дипломантов и лауреатов приза Международного фестиваля балета «Бенуа де ла данс». Статусный фестиваль проходит уже в 26-й раз.
Также на июнь приходится еще один конкурс-фестиваль – «Музыка земли». Открытие форума приурочено к Дню России. Фестиваль проходит в четвертый раз, лучшие российские музыканты и коллективы России могут продемонстрировать свое мастерство. Значительный юбилей – 280 лет! – Академии русского балета имени Вагановой также празднуют на сцене Большого.
В ознаменование начала летних каникул – спектакль для семейного просмотра «История Кая и Герды». «Снежная королева» великого датского сказочника Андерсена послужила основой для оперы. Музыку написал Сергей Буневич, и эта опера стала самой известной и популярной в его творчестве.
Для «взрослых» театралов – выдающееся произведение искусства, опера Жоржа Бизе «Кармен». Композитор сочинил поистине новаторскую вещь, впервые в истории сделав главными героями «большой оперы» простолюдинов.
«Так поступают все женщины, или Школа влюбленных» – одно из самых противоречивых и неоднозначно принимаемых публикой произведений Моцарта. После премьерного показа на исходе 18 века оперу называли циничной и даже аморальной. Опера долгое время не могла «прижиться» на сцене. И лишь в двадцатом столетии чудесное музыкальное произведение обрело своих поклонников.
Самый жизнерадостный, экспрессивный и фееричный спектакль – «Свадьба Фигаро». В Большом театре «идеальную комическую оперу» Вольфганга Амадея Моцарта несколько осовременили: действие разворачивается в середине прошлого столетия.
Жемчужина оперного искусства – «Травиата» Джузепе Верди – никогда надолго не пропадала из репертуара Большого театра. Был период, когда на сцене Большого одновременно играли две «Травиаты» в постановке разных режиссеров. Переложенная на музыку история «Дамы с камелиями» Дюма украшает афишу театра и нынешним летом.
Другое изложение произведения Александра Дюма – хореографическое. Балет «Дама с камелиями» поставил великолепный Джон Ноймайер, взяв в качестве музыкального сопровождения музыку Фредерика Шопена.
В балетной классике не так много комедий. Среди них особо выделяется «Коппелия» – веселый балет на музыку французского композитора Луи Делиба. И это несмотря на мрачноватый литературный источник – новеллы Гофмана. «Коппелия» Большого театра – красивая, качественная реконструкция антикварного спектакля Мариуса Петипа.
Общепризнанный хореографический шедевр – балет «Онегин» работы знаменитого Джона Крэнко. Известно, что балетмейстер задумал поставить спектакль, будучи очарованным одноименной оперой Петра Чайковского. Но в его балете нет ни единой ноты из оперного произведения, музыкальное сопровождение – «микс» из других сочинений Чайковского.
«Баядерка» – один из самых красивых и романтичных балетов и лучшее творение композитора Людвига Минкуса. А сочиненная великим балетмейстером Мариусом Петипа сцена «Царство Теней» признана наивысшим достижением хореографа и стоит в том же ряду, что и танец маленьких лебедей.
Две громких хореографических премьеры 2018 года – «Нуреев» и «Анна Каренина». Жизнь великого танцовщика, заставившего мир преклонить колени пред его талантом – в балете одиозного Кирилла Серебренникова «Нуреев». «Многострадальный» балет – премьера несколько раз откладывалась под надуманными предлогами – поставлен хореографом Юрием Посохиным, а музыку написал Илья Демуцкий.
«Анна Каренина» – не точный пересказ языком танца грандиозного романа Толстого, а скорее импровизация, чувственная и страстная. Балет на музыку Чайковского и Шнитке поставил американский балетмейстер Джон Ноймайер. Удивительно, как иностранцу удалось столь точно и тонко прочувствовать истинно русское произведение.
Вечер хореографии предлагает три дивных одноактных балета: страстная, экспрессивная «Кармен-сюита» Жоржа Бизе в оркестровке Родиона Щедрина, жесткая и жестокая «Клетка» на сумрачную музыку Игоря Стравинского и гимн балетному уроку – виртуозные «Этюды» Карла Черни.
Репертуар на июль
В афише июля преобладают балетные постановки. Среди них – «Раймонда», не только удивительно красивый, но и хореографически сложный балет. Не многие театры рискуют браться за постановку «Раймонды». Композитор Александр Глазунов при создании произведения работал в тесном сотрудничестве с балетмейстером Мариусом Петипа. Именно поэтому в балете столь гармонично соединяются хореография и музыка.
Самая печальная на свете повесть о первой любви не подвластна времени и служит постоянным источником вдохновения для творческих личностей. Не остался в стороне и хореограф Александр Ратманский, поставив чудесный балет «Ромео и Джульетта» на музыку Сергея Прокофьева.
Балет с египетскими мотивами на музыку Цезаря Пуни «Дочь фараона» – еще одна реконструкция Большого театра. В советское время этот хореографический шедевр по идеологическим причинам был под запретом. Лишь в новом тысячелетии Большой театр возобновил постановку.
Завершают хореографическую часть репертуара одноактные балеты «Кармен-сюита», «Клетка» и «Забытая земля».
Опера «Пиковая дама» – из линейки премьер 2018 года. Драматический режиссер Римас Туминас очень бережно подошел к произведению Чайковского, в опере нет никаких придумок и экспериментов, на первом плане – гениальная музыка и гениальный сюжет, великолепно сыгранный артистами Большого театра.
В основе величайшего произведения Модеста Мусоргского, опере «Борис Годунов», лежат реально происходившие события. «Народная музыкальная драма», как определил ее жанр сам композитор, является эталоном «большой оперы». Оперная постановка чрезвычайно популярна на Западе, она, как никакая другая, раскрывает перед иностранцами загадочную русскую душу.
Под занавес сезона долгожданная премьера – опера «Богема». На сюжет романа французского журналиста Мюрже композитор Джакомо Пуччини создал оперу, словно воспевая собственную юность. Российских зрителей ждет пестрый, шумный, многоликий Париж.
Без малого два с половиной столетия Большой театр одаривает публику красивыми постановками. 242 сезон завершается на высокой ноте. Остается ждать и гадать, что преподнесет следующий сезон.