Правила и базовые навыки для игры в шахматы

Шахматы, пожалуй, старейшая и все равно одна из популярнейших игр в мире, понять правила которой легко, а играть – увлекательно. Освоить игру в шахматы совсем не сложно, и к тому же очень интересно:

1. Установка доски

Доска для игры должна располагаться таким образом, чтобы у каждого из игроков справа в ближнем к нему углу находилась белая клетка. Что важно, нумерация по вертикальной оси должна начинаться с той стороны, где стоят белые. Также со стороны белых буквенные обозначения идут в алфавитном порядке, а со стороны черных – в порядке, обратном алфавитному.

2. Расположение фигур

Расстановка фигур на поле производится всегда одинаково. В ближнем к игроку ряду по краям поля стоят ладьи, рядом с ними ближе к центру – кони, рядом с ними офицеры (слоны), а в центре – король и ферзь, причем у ферзя цвет поля совпадает с его цветом и противоположен – у короля. Второй ряд от игрока занимают пешки.



3. Игровые ходы фигур

Каждому типу фигур в шахматах соответствуют свои правила хода. Общим для всех является то, что нельзя занимать поле, если оно уже занято фигурой того же цвета, а также совершать ход, если на пути находится другая фигура этого же игрока (исключение из этого правила есть только для коня – он может перепрыгивать через другие фигуры). Однако фигуру можно поставить на поле, где находится фигура противника, которая в таком случае убирается с доски и считается взятой, т.е. выбывает из игры. Расположение фигур на доске обычно мотивируется тремя целями – контролем значимых клеток доски, защитой своих фигур или нападением на фигуры противника. Когда фигура поставлена на выбранное поле или ей взята одна из фигур противника, ход оканчивается.

Ход короля

Важнейшая фигура на поле – это король, несмотря на это, его возможности сильно ограничены. Перемещаться он может только на дистанцию в одну клетку в любую сторону вокруг себя. Король не может пойти на поле, находящееся под ударом фигуры противника. Ситуация, когда король атакован другой фигурой (поле, на котором он стоит, находится в зоне досягаемости фигуры противника), называется шах. Ситуация, когда король не атакован, но атакованы или заняты все возможные для хода клетки называется пат. Сочетание же этих ситуаций – когда король атакован и ему некуда скрыться от атаки – называется мат и является окончанием игры.

Ход ферзя

Сильнейшая и самая ценная фигура на поле – это ферзь. Ферзь может перемещаться на любую дистанцию по вертикали, горизонтали и любой из диагоналей, считая от его текущего положения, если при этом на его пути нет других фигур (не перепрыгивать).

Ход ладьи

Ладья может передвигаться на любую дистанцию по горизонтали или вертикали, считая от текущей позиции. Эти парные фигуры особенно эффективны, если защищают друг друга.

Ход офицера

Офицер также передвигается на любую дистанцию, но только по диагонали, считая от текущего положения, при этом в течение всей игры сохраняется цвет полей, по которым перемещается офицер.

Ход коня

Кони в шахматах перемещаются особенным образом – на две клетки вперед по горизонтали или вертикали, а после на одну клетку под прямым углом к изначальному направлению (наподобие буквы «Г»).

Ход пешки

Пешка – тоже фигура непростая. Перемещаться она может только вперед, брать фигуры только вперед по диагонали, и то и другое – только на ближайшую клетку. Только в первый свой ход за игру пешка может продвинуться на две клетки.

4. Особенные правила

Превращение пешки

Уникальным преимуществом пешки является то, что она, добравшись до противоположного края доски, может превратиться в любую другую фигуру, на усмотрение игрока.

Взятие «на проходе»

Если пешка противника, сделав свой первый ход за игру прошла мимо поля, атакованного вашей пешкой и остановилась с ней в одном ряду, следующим своим ходом вы можете взять эту пешку, что называется «на проходе». Эта возможность действует только для пешек и только в следующий ход, а после сгорает.

Рокировка

Рокировка – это одновременное (за один ход) перемещение ладьи и короля, которое позволяет ввести в игру первую и обезопасить второго. Рокировку можно выполнить только в том случае, если ни король, ни ладья на протяжении данной партии еще не сделали ни одного хода, а также если между ними нет других фигур и атакованных противником полей. Король при рокировке перемещается на две клетки в сторону правой или левой ладьи (зависит от того, какая из них участвует в рокировке), а ладья ставиться рядом с ним, с противоположной относительно своей исходной позиции стороны.

5. Право первого хода

Первый ход в партии всегда делают белые. Выбор цвета обычно проводится так: один из игроков прячет за спиной две пешки разных цветов, а второму предлагается угадать, в какой руке белая. В случае удачи белыми играет он.

6. Окончание игры

В шахматах возможны только два исхода сражения – мат и выигрыш одной из сторон или ничья (например, когда возможных ходов не осталось).

7. Базовые стратегические принципы

Держите короля в безопасности

Помните: если вы не справились с этой задачей, все ваши стратегические планы пойдут прахом, и вы проиграете.

Берегите фигуры

Каждая фигура ценна для достижения цели, старайтесь следить за всеми ними не отдавать противнику, что называется, без боя.

Захватите центр доски

Если центр будет находиться под влиянием ваших фигур, у вас будет больше места для маневров, а у противника, напротив, его будет очень мало.

Задействуйте все фигуры

Старайтесь вывести все фигуры из первого ряда, они обязательно пригодятся вам для атаки на короля противника.

8. Набирайтесь опыта

Как и в любом другом деле, мастерство в шахматах приходит с опытом, поэтому, чтобы достичь высоких результатов, нужно практиковаться как можно больше.

Различные варианты шахмат

Шахматы Фишера (Шахматы-960)

Единственное отличие шахмат Фишера от классических в том, что перед началом игры фигуры в первом ряду располагаются в произвольном порядке, в одной из 960 возможных комбинаций (отсюда и «Шахматы-960»).

Классические правила шахматных турниров

«Тронул – ходи»: если игрок касается фигуры, он обязан сделать ход (или взять фигуру, если это фигура противника).

Таймеры: Оба игрока получают одинаковое количество времени на партию, которое игроки вольны использовать по своему усмотрению: они сами решают, когда потратить на обдумывание хода больше времени, а когда меньше, ограничено только суммарное время партии. По окончании каждого своего хода игрок нажимает кнопку на таймере, которая останавливает отсчет для него и начинает для противника. Если время у игрока закончилось, а противник технически имеет возможность поставить мат, тот, чье время истекло, проигрывает. Иначе объявляется, что данная партия окончена в ничью.

Популярные вопросы

Как повысить мастерство игры в шахматы?

Знание правил игры и основ тактики и стратегии в щахматах для начинающих – лишь базовые навыки. Шахматы – многогранная и сложная игра (не зря же шахматы включены в список спортивных дисциплин). Три основных способа повысить свое мастерство в этой игре, это:

Играть как можно больше. Чем больше партий вы сыграете, тем больше наберетесь опыта, больше увидите стратегий соперников и больше уроков вынесете для себя.

Учитесь тонкостям, аспектам игры и новым приемам с помощью различных книг, пособий и обучающих материалов, а также видеоуроков. Это необходимо, так как далеко не все ситуации вы сможете пронаблюдать, играя с равными противниками.

Получайте удовольствие. Движение к мастерству и победам в шахматах – нелегкий путь, на котором вас часто будут настигать неудачи и поражения, но ведь кроме результатов шахматы – очень увлекательная и зрелищная игра, это дело, которым приятно заниматься.

Каков наиболее выгодный первый ход в шахматах?

Несмотря на то, что в шахматах практически невозможно выделить какой-либо определенный общепринятый и считающийся лучшим первый ход, важно с самого начала распространить влияние своих фигур на центр доски. Именно поэтому большая часть шахматистов считают наиболее выгодными для начала партии ходы центральных пешек – тех, что перед королем и ферзем. Другие же ходы не дают столь заметного преимущества в начале игры.

Каким образом закончить партию ничьей

В некоторых случаях доведение партии до победы оказывается невозможным и объявляется ничья. Выделяется пять основных ситуаций, при наступлении которых может быть объявлено, что партия закончена ничьей:

Патовая ситуация на доске. Такое происходит, если при наступлении хода одного из игроков оказывается, что в его распоряжении нет возможных ходов, и при этом его король не находится под ударом.

На поле осталось слишком мало фигур, с их помощью невозможно поставить мат.

Один из игроков может объявить ничью, если заметит, что одна и та же позиция в течение игры повторялась три и более раз.

В течение пятидесяти ходов подряд с начала игры ни один из игроков ни раз не сделал ход пешкой и не взял фигуру противника.

Противники могут договориться о ничье по обоюдному согласию.

Сколько стоят фигуры?

Для более простой оценки целесообразности того или иного хода, размена фигур или любого другого действия на доске, шахматисты пользуются общепринятыми обозначениями ценности фигур:

Пешка – 1 балл

Конь – 3 балла

Офицер – 3 балла

Ладья – 5 баллов

Ферзь – 9 баллов

Король – бесконечно ценен

Когда и где появились шахматы?

История появления шахмат своими корнями уходит глубоко в историю древней Индии. Тогда существовало множество различных близким к шахматам игр и их вариаций. Современные же правила шахмат определились примерно в XV веке, когда они стали широко известны в Старом свете.

В чем цель шахмат?

Игра в шахматы ведется между двумя противниками. В игре используется доска, размерами 8 на 8 клеток, раскрашенных в черный и белый цвета, так что клетки одного цвета соседствуют только по диагонали, и 32 фигуры (по 16 у каждого игрока). Ситуация, при которой король атакован фигурой противника и не может уйти от этой атаки, называется мат. Основная цель игры в шахматы – поставить мат королю противника, при этом защитив от атаки своего короля и сохранить как можно большее число фигур.

Научиться играть можно в школе шахмат для начинающих «Русская шахматная школа».