Музей С. С. Прокофьева

В июне 2008 года в доме №6 в Камергерском переулке, где с 1947 по 1953 год жил и работал величайший композитор современности Сергей Сергеевич Прокофьев, открылся его мемориальный музей.

Экспозиция музея начинается с лестницы — символического воплощения пути возращения композитора на родину после длительного периода жизни за границей. На стенах размещены фотографии Москвы — такой, какой ее видел композитор. Обзор творчества Прокофьева дают автографы его сочинений О личности самого Прокофьева рассказывают фотографии, на которых он предстает как композитор, дирижер и пианист.

Оформление концертного зала (классицизм) и артистической гостиной (конструктивизм) обусловлено стилистикой творчества композитора, сосуществованием в ней двух разнонаправленных тенденций, которые можно условно обозначить как классицистическую и модернистскую. Обе они присутствовали в его творчестве с самого начала, но в разное время их «удельный вес» был неодинаков.

Экспонаты артистической гостиной рассказывают о сотрудничестве Прокофьева с дягилевской антрепризой, о роли С. Дягилева в формировании творческой индивидуальности композитора, его контактах с И. Стравинским, французскими музыкантами и художниками.

О том, каким был Прокофьев в 20-е годы ХХ века, дают представление разнохарактерные портреты работы О. Остроумовой-Лебедевой, А. Матисса и шарж М. Ларионова.

18 мая 2011 года в рамках фестиваля «Солнце и музыка» к 120-летию со дня рождения композитора в музее открылась выставка «Сергей Прокофьев. Страницы жизни». Оформление выставочного зала выполнено в модернистском стиле, с яркой окраской стен, четкими геометрическими линиями. На 20 документально-художественных коллажах представлены основные этапы жизни великого музыканта. В витринах — документы, афиши, фотографии, автографы и издания музыкальных произведений С. С. Прокофьева из фондов ГЦММК им. М. И. Глинки. Особый интерес вызывают личные вещи композитора, и среди них его главное увлечение — шахматы. В центре зала установлен мемориальный рояль композитора фирмы Steinway & Sons.

Экспозиция концертно-выставочного зала посвящена музыкальному театру Прокофьева. Здесь можно увидеть эскизы декораций и костюмов к операм и балетам композитора. Среди наиболее драгоценных экспонатов выставки — эскизы костюмов работы Исаака Рабиновича к московской премьере оперы «Любовь к трем апельсинам» 1927 года (эту постановку видел сам Прокофьев).

В малом зале экспозиции воссоздан дух советской библиотеки 40-50-х годов. Материалы рассказывают о семье и ближайшем музыкальном окружении композитора. Значительная часть экспонатов посвящается первой жене композитора Лине Ивановне Прокофьевой и его сыновьям Святославу и Олегу. Семейные фотографии разного времени позволяют почувствовать сложные коллизии жизни Прокофьевых, перипетии их семейных отношений.

Другая часть экспозиции посвящена друзьям Прокофьева — Н. Я. Мясковскому, Б. В. Асафьеву и В. В. Держановскому. Владимир Держановский был горячим поклонником музыки Прокофьева, и именно по его инициативе сочинения молодого петербуржца стали звучать в Москве. Занимался он и пропагандой сочинений Прокофьева в печати.

Завершается экспозиция мемориальным кабинетом композитора, который дает возможность посетителям почувствовать обстановку, в которой в последние годы жил и творил С. С. Прокофьев.